Обзор и секреты XCOM: Enemy Within
XCOM: Enemy Unknown, несомненно, интересная игра и одна из лучших стратегий. Прошел я ее с упоением за неделю, как в старые добрые времена, начиная утром и заканчивая поздней ночью. Игра доставляет, спасибо 2k games и Firaxis, но второй раз проходить игру уже не хочется. Игра эта не продолжение и не современный ремейк старой, доброй XCOM: Ufo Defense, в которую фанаты играют уже два десятилетия. Игра, своего рода, вариация на тему XCOM, с другим, отличным от оригинала геймплеем. Игре для прохождения снова и снова (replayability) не хватает непредсказуемости и глубины, что была в первом UFO. Однако, с последним апдейтом игра стала на несколько шагов ближе к совершенству.
Официальное вступление
Enemy Within - это очень крупный апдейт, который принес с собой целое море контента: новые враги, как среди инопланетян, так и среди людей; новые миссии; новые карты и новые технологии; медали; больше кастомизаций для того, чтобы каждый член команды стал уникален; сильно исправленный AI. Апдейт по сути является полной переделкой всего XCOM. Это абсолютно новый игровой опыт от начала и до конца.
Игра была очень хорошо отбалансирована еще с XCOM: Enemy Unknown, и, если проигнорировать случайные появления групп инопланетян прямо среди оперативников XCOM, то можно сказать, что баланс был идеальный. Так что добавление новых инопланетных форм жизни, каждой со своими фичами, введение в игру киборгизированных Мехов, нового оружия, новой амуниции оперативников и слотов для нее, генетических имплантов и целой организации, противодействующей XCOM проекту, все это должно было поломать весь баланс. Удивительно как вся механика заработала со всеми нововведениями, как будто все всегда было там, в игре. И нововведения привнесли так необходимую глубину геймплея, глубину игры, которой так не хватало.
Машины войны
MELD
Одно из существенных нововведений в игре, это MELD. Ресурс который используется для повышения эффективности бойцов XCOM. При получении ресурса открывается возможность начать научный проект Meld Recombination, который позволит возводить Genetics Lab и Cybernetics Lab.
MELD - это суспензия миллиардов мельчайших кибернетических нано-роботов, в задачу которых входит суппорт и улучшение текущих биологических показателей носителя. MELD тратится на генетические усовершенствования организма любого солдата. Улучшать можно большинство частей и органов тела: мозг, глаза, сердце, ноги, кости, кожу. Все эти органы можно модифицировать, даруя глазу четкость, ногам невероятную силу запрыгивать на крыши зданий, сердцу - помогать выживать организму при самых серьезных критических повреждениях, коже - мимикрировать при полном укрытии до состояния невидимости и т.д.
Второй, и самый важный источник расходов для MELD - киборги. При создании киборга из любого война, новый юнит наследует классовый бонус солдата. Только киборги способны управлять Мехами, огромными роботами, которые игнорируют укрытия и прут напролом как танки, поглощая урон скиллами, анти критом и огромным запасом здоровья, которое, при правильных умениях, еще и востанавливается каждый ход. Не смотря на свою открытость для прямого попадания, Мехи имеют ряд преймуществ, помимо хитпоинтов. Мехи умеют ломать укрытия, лечить бойцов, выжигать огнеметом толпы врагов в широком конусе поражения и за укрытиями, выводить из строя технику противника и бить с упора реактивным кулаком так, что противников относит на несколько метров, и много чего еще.
На создание и апгрейды Меха будут уходить тонны MELDа, так что не спешите сразу киборгизировать всю свою армию. Киборги имеют свою ветку основного оружия, которая идет параллельно с открытием лазера и плазмы.
MELD можно найти в специальных контейнерах на поле боя большинства миссий. Abduction (похищения), Crashed & Landed UFO's (сбитые и севшие тарелки). В каждой такой миссии два контейнера по 10 MELD в каждом. Контейнеры имеют свой таймер самоуничтожения и громко взрываются, если ресурс вовремя не извлечь. Первый контейнер найти очень просто, обычно он прямо под носом и доступен в один бросок первого хода, второй же предстоит поискать. В не зависимости обнаружил ли игрок контейнер или нет, первый MELD взорвется через 5 ходов, второй через 10. Из-за лимита по времени со вторым контейнером игрок подталкивается к более агрессивной и рискованной игре.
Советы:
* Помимо канистр 5 MELD можно добыть и с Heavy Floater и с Mechtoid.
* Иногда канистры издают звуки и раскрывают игроку свое местоположение, даже за пределами видимости оперативников.
* Если внимательно изучить карту, часто силуэт канистры можно обнаружить и разглядывая "туман войны".
* Канистры-контейнеры имеют подвижную часть, а подвижных элементов ландшафта можно пересчитать по пальцам.
* Используя Battle Scanner - специальный скилл снайперов, можно обнаружить контейнер, вглядываясь в радиус зоны охвата сканнера, даже не бросая его.
Нарушение внутренней безопасности
XCOM Base Defense
С новым апдейтом Enemy Within появилась еще одна, крайне важная для организации XCOM миссия - защита базы. Эта миссия может появиться только после прохождения Alien Base Assault. Действие происходит на верхнем этаже подземной базы XCOM. Количество и типы врагов варьируются в зависимости от стадии игры, по принципу Базы Пришельцев. Так что возможны любые комбинации, исключая разве что Аутсайдеров (Outsiders), существ из жидкого Эллериума.
EXALT
EXALT - это секретная, военная организация, враждебная XCOM, в задачу которой входит новый порядок и власть над человечеством. Пока правительства Земли отвлечены противостоянием инопланетному вторжению, симпатизирующая инопланетянам организация, пытается воспользоваться возможностью для получения ресурсов инопланетного происхождения для обретения безграничной власти.
EXALT активно мешает XCOM осуществлять свою деятельность, саботируя научные открытия, воруя финансы и пропагандой увеличивая панику в странах повышенной активности враждебной организации.
Для противостояния этой силе консул предоставил XCOM специальные возможности, доступные через операции под прикрытием и в комнате ситуаций (Situation Room).
Оперативники EXALT имеют аналогичное огнестрельное оружие и те же классовые возможности, что и солдаты XCOM. Но, по мере прогресса игры, XCOM столкнется с элитными подразделениями врага. Войны которых будут вооружены лазерным оружием и плазменными гранатами, а также будут обладать лучшими характеристиками. Команда врагов имеет огромное численное преимущество на поле боя, это нормально встретить по 27-30 противников, но нужно постараться не привлечь внимание нескольких групп одновременно, иначе есть шанс быть закопанными в разрывах от гранат, ракет и свинце. Все оперативники EXALT имеют странные татуировки на руках, особенно заметные у элиты фанатиков, так ка они ходят с закатанными рукавами рубашек.
Медали
По мере прохождения, игрок будет вознаграждаться медалями от консула, которые можно будет распределить между бойцами или навесить на одного, по своему усмотрению. Также при получении медали, если вариант выбора ее характеристик из двух предлагаемых вариантов. Медали зарабатываются выполнением определенных заданий в миссиях. Существует 5 типов наград и общее количество медалей ограничено. При смерти получателя, медаль теряется, но появляется слот для нового вознаграждения и награда "приходит" снова. Награды можно переименовывать.
Небольшая демонстрация новинок геймплея Enemy Within
Новые виды пришельцев
Не только проект XCOM разжился новыми юнитами, у врагов появился Мехтоид (Mechtoid) - инопланетный аналог Меха, стреляющий двойной плазмой. Не смотря на то, что киборг не может использовать укрытия, Мехтоид имеет солидный запас прочности - 20 единиц.
Советы:
* Если Мехтоид не ходил, он может выстрелить дважды за ход, предпочитая стрелять по разным целям, если такая возможность у него имеется.
* Повреждения плазменной пушки Сектоида-Меха заметно возрастает с увеличением сложности игры.
* Сектоид, использующий Mind Merge, дарует Мехтоиду пси щит, а это не только дополнительных 6 хитпоинтов, но и снижение всего входящего урона на 50%.
* Мехтоиды крайне полезны, ведь они оставляют после себя не только 5 MELDа, но и два трупа, Sectoid Corpse и Mechtoid Core, которых можно успешно загнать на рынке за 5 и 10 кредитов.
Искатель (Seeker) - робот, способный становиться невидимым на некоторое количество ходов, чтобы подбираться вплотную к беззащитным солдатам, чаще стоящим в отдалении снайперам, и парализовывая их, наносить повреждения каждый ход.
Советы:
* В некоторых случаях жертве удается сбросить паразита, но она теряет следующий ход на восстановление дыхания.
* Также присосавшегося Искателя можно застрелить, прежде чем он нанесет повреждения жертве, несовместимые с ее хитпоинтами.
* Battle Scanner - скилл снайпера, способен обнаруживать подбирающихся Искателей.
* Солдат, обладающий генной модификацией Bioelectric Skin, как и сканер снайпера, способен обнаруживать Искателей под невидимостью.
* Respirator Implant, и последние типы брони, дают носителю иммунитет к парализации.
Прочие игрушки
Улучшения и исследования Foundry стали более важными для проекта. Так что к открытию Experimental Warfare стоит приступать первым делом.
Gas Grenade - газовая граната, модифицированная версия ядовитого облака Thin Man, имеет большую зону поражения и держится три хода, поражая ядом все биологические юниты, включая солдат XCOM, каждый ход. Роботы имунны к ее эффекту.
Ghost Grenade - не дешевая игрушка, способная сделать невидимыми солдат в радиусе взрыва до конца следующего хода. Стрелок, производящий выстрел из невидимости, получает 30% бонус к криту.
Flashbang Grenade - "слеповуха". Граната без урона, заметно уменьшающая меткость и передвижения жертв в радиусе поражения. Меткость падает на 50% на 2 хода. Очень полезна при взятии "языка", а также для выкуривания пришельца, засевшего на Overwatch. К сожалению псионики и роботы имеют иммунитет от этой гранаты.
Reaper Rounds - специальные патроны для огнестрельного оружия, увеличивающие возможность критического урона на 20%, но существенно снижающие прицельную дальность оружия.
Respirator Implant - дает 2 хп и иммунитет к парализу Искателей и яду Thin Man.
Mimic Beacon - интересное устройство, для организации засад. Beacon генерирует сигнал коммуникаций инопланетян, слышимый в начале каждого хода пришельцев. Все агрессоры в радиусе поражения, подтянуться к устройству в течение 2 ходов. Пришельцы вступившие в схватку, скорее всего, проигнорируют сигнал.
Needle Grenade - аккуратная граната, с большим радиусом поражения, не разрушающая укрытий.
Tactical Rigging - одно из самых полезных открытий Foundry. Дает дополнительное место для амуниции и гранат для всех солдат.
Вердикт:
Походовые стратегии, это игры про принятие не легких решений и команда разработчиков XCOM: Enemy Within сделала все идеально в первой половине игры. К сожалению, все игрушки, что Firaxis дал игроку за XCOM, на последней стадии игры полностью вытесняют инопланетян с поля боя и не дают им никакого шанса на выживание. Также не обрадовала и последняя миссия, которая так и осталась не тронутой, не смотря на все новые способности команды захвата.
К сожалению, в игре все еще чего-то не хватает. Возможно практически бесконечной прокачки, что была в первой части. Здесь, в Enemy Unknown, есть потолок. Также генератор карт в первой части создавал постоянно новые ландшафты и тем самым новые стратегии захвата тарелок. Так что игра все еще на один раз. Пройти, получить фан и отложить.
Однако если вы еще не прошли XCOM: Enemy Unknown, и раздумывали, играть ли вам в игру или нет, то сейчас самое время. Вы сможете собрать все сливки и получить незабываемую неделю - другую геймплея. Перед вами заметно расширенная и всячески улучшенная версия одной из лучших стратегий последних лет.